Кукольная Галерея Вахтановъ

История кукол



К

Кукольная Галерея Вахтановъ — первая в России и на сегодняшний день самая крупная в Европе галерея современной авторской художественной куклы.

Ее хозяйка и неутомимый лидер Ирина Мызина, как и все сотрудники галереи, очень профессионально и с огромной самоотдачей, посвящают себя исключительно этому яркому и в то же время необыкновенно трогательному виду современного искусства.

Ведь художественная кукла это и уникальный, продуманный до мелочей образ, и тончайшая, кропотливая ручная работа, и удивительное разнообразие используемых материалов и технических авторских приемов. Она может служить украшением интерьера или стать членом семьи, явиться незабываемым подарком или просто всколыхнуть воспоминания о детстве.

В толковом словаре русского языка о кукле сказано, что она является лишь детской игрушкой в виде фигурки человека. Изначально так оно и было, ведь во все времена девочки играли в куклы. Пусть в глубочайшей древности это были даже ещё и не куклы, а, например, деревянное поленце, нежно убаюкиваемое своей маленькой хозяйкой, или кукурузный початок, превращённый неуёмной детской фантазией в собственное дитя. Спустя годы для игры в куклы дети стали приспосабливать и другие «подручные материалы»: в католических странах, например, это были храмовые изображения святых. Сегодняшние игрушечные магазины просто завалены и самыми разнообразными пупсами, и голливудскими красавицами Барби.

«Кукла — одна из самых настоятельных потребностей и вместе с тем воплощение одного из самых очаровательных женских инстинктов у девочек… Маленькая девочка без куклы почти так же несчастна и точно так же немыслима, как женщина без детей», — совершенно справедливо писал когда-то Виктор Гюго.

Но в наше время стало совершенно очевидно, что кукла уже давно перестала быть только предметом детской забавы. Одно из первых исторических упоминаний о кукле в качестве не совсем куклы связано с именем древнеегипетской царицы Клеопатры. Оказывается, у неё была целая кукольная коллекция, служившая для своей хозяйки чем-то вроде журнала мод: именно по эскизам кукольных нарядов царица заказывала облачения для особо торжественных церемоний. Посланниками моды служили куклы, начиная с XVII века, и во Франции: как могли парижские модницы поделиться последними достижениями в этой области с далёкими от столицы провинциалками? Конечно же, прислав в подарок разодетых по последнему писку моды кукол.

Считается, что первая художественная кукла в единственном экземпляре была создана во Франции в 1881 году знаменитым художником Эдгаром Дега. Это была восковая статуэтка “Petite Danseuse” (Маленькая танцовщица), одетая в самое настоящее тканевое платье и представленная широкой публике на выставке импрессионистов в Париже. А целым веком ранее, ещё в 1672 году, в Англии была выпущена первая партия совсем неигрушечных кукол из папье-маше, тираж которой составил 12 экземпляров.

В Россию первые заграничные модницы с очаровательными восковыми личиками и необыкновенно пышными париками попадали из Англии, Франции и Германии. Это были очень дорогостоящие «безделицы» в натуральных шелках и кружевах тончайших плетений. А в XVII — XIX веках и российские мастера освоили изготовление фарфоровых красавиц, изысканность и долговечность которых заслужили признание во всём мире. И, конечно же, такие салонные куклы в детские руки попадали нечасто: они не являлись предметом игры, а были призваны воспитывать хороший вкус и учить бережливости.

История художественной куклы в России закончилась, как и многие другие «буржуазные пережитки», сразу после Октябрьской революции. На смену изысканным фарфоровым красавицам с натуральными локонами пришли безликие резиновые пупсы. И только в 1997 году, спустя долгие 80 лет, искусство авторской художественной куклы, при непосредственном участии Кукольной галереи Вахтановъ и её неизменной хозяйки и вдохновительницы Ирины Мызиной, вновь шагнуло на российскую землю.

Довольно долгое время во всём мире предметом вожделения для коллекционеров являлись лишь антикварные куклы. Но, в конце XX века художественная авторская кукла вновь ожила и стремительно ворвалась в мир искусства. И сегодня огромную коллекционную ценность имеют не только старинные куклы, но и работы современных мастеров — настоящих «кукольных» художников-профессионалов.

Современная художественная авторская кукла отличается целостностью своего образа. Она проработана художником до тончайших нюансов, начиная с момента зарождения идеи и до исполнения последних, на первый взгляд совсем незначительных, деталей костюма. Это кукла со своим именем, своей историей, своим настроением и только со своим неповторимым характером. В такое творение, несомненно, вложена немалая часть души её создателя.

Коллекционная кукла, оправдывая своё название, в первую очередь служит, конечно же, предметом для коллекционирования. Но, не только… Это и шикарная деталь интерьера, которая, несомненно, оживит и украсит абсолютно любое помещение, принесёт с собой особую атмосферу и уют. Это и оригинальный, очень изящный и утончённый подарок, который обязательно запомнится на всю жизнь. Надо сказать, что художественные куклы, как ни странно, великолепно гармонируют с любыми другими деталями интерьера, будь то живопись или скульптура, элементы лепнины или суперсовременные украшения из стекла и металла. А с течением времени авторская кукла может «вырасти» и в антикварное произведение; или превратиться в семейную реликвию, стать историей одной конкретной семьи, где бережно хранится память о своих предках и проявляется интерес к вещам, которые их окружали.

Как же распознать среди множества кукол настоящее произведение искусства? Каждая коллекционная кукла имеет маркировку с указанием имени автора или названия фирмы-производителя, лимитации (общего тиража) и порядкового номера экземпляра. Такая «печать» ставится, как правило, на спину или затылочную часть головы куклы. Надо сказать, что каждая «уважающая себя» коллекционная кукла имеет ещё и сертификат с примерно той же информацией, что и на маркировке: автор, лимитация, номер экземпляра, материалы, из которых сделана кукла, и личная подпись мастера.

Современные художественные куклы могут быть выполнены из классического фарфора, современных пластиков и даже текстиля.

А по способу изготовления они подразделяются на три основные категории.

Во-первых, это уникальные куклы (one-of-a-kind), выпущенные в одном единственном экземпляре и, соответственно, совершенно неповторимые. Это настоящие произведения искусства, выполненные руками мастеров высочайшего класса. Здесь необходимо подчеркнуть, что именно очень профессиональный художник, создав уникальную куклу, может рассчитывать на её успех в мире коллекционеров. Такая тонкая работа выполняется, как правило, из современных «кукольных» пластиков, которые позволяют очень тщательно и аккуратно вырисовывать мельчайшие детали (Дима ПЖ, Наталья Победина, Анки Даанен, Ивонна Флипс, Нита Анжелетти, Лора Скаттолини и др.)

С классическим фарфором работать гораздо сложнее, хотя есть в кукольном мире художники, способные сотворить настоящее чудо и из фарфора (Джудит и Лючия Фридеричи, Ардис, Алла Беляева). Так же работы из текстиля выполняются в единственном экземпляре (Ольга Андрианова, Ирина Захарова, Татьяна Овчинникова).

Неповторимость уникальных кукол и высокий профессионализм авторов, определяет и цены на one-of-a-kind: их уровень колеблется от 500 и до 15000 долларов (в исключительных случаях фиксировалась цена в 50000 долларов).

Другая часть художников, и таких большинство, выпускает свои куклы ограниченными тиражами (limited edition). Автор сам принимает решение о количестве кукол в партии и указывает эту информацию в ежегодном каталоге (как правило, это от 3 до 20 штук, а максимальное количество — 50 штук). А после отливки заявленного количества экземпляров, форма, в которой отливались куклы, в присутствии свидетелей торжественно разбивается, и коллекционер может быть уверен, что в его руки попала действительно редкая кукла. Основным материалом в этой категории является фарфор, а цены начинаются с 1000 долларов и доходят до 15000 (Хильдегард Гюнцель, Сильвия Везер, Майя Билл-Бухвальдер, Аннет Химштедт и др.)

Талантливый автор может также не творить куклу своими руками, а продать эскиз удачной идеи и интересного дизайна фирме-производителю, которая выпустит ограниченную партию авторских кукол из фарфора, винила или биггидура. Новое течение в художественных куклах — это добавление к фарфоровой коллекции виниловой линии. У таких авторов как Аннет Химштедт, Веры Шольц, Ханны Гетц, Хильдегард Гюнцель, София и Генри Завьерузински и др. таких кукол отличают большие тиражи (от 250 до 5000 экземпляров) и скромные цены (от 100 до 1500 долларов; в редчайших случаях до 2500 долларов). Несмотря на серийное производство, и такие куклы пользуются большим спросом среди коллекционеров.

Одним из новых течений в сегодняшнем кукольном мире стало изготовление так называемых репликантов — точных копий старинных кукол известных фирм, ставших в наше время антикварными. Это ни в коей мере не является подделкой, и в сертификате каждой реплики обязательно указывается как стандартная для маркировки информация, так и данные об антикварном оригинале. В экспозиции Галереи Вахтановъ представлены куклы репликанты известной немецкой художницы Гудрун Котаска. Стоимость кукол-репликантов варьируется от 1500 до 5000 долларов.

Многие художники с удовольствием принимаются за изготовление портретных кукол. Эта работа интересна тем, что заказчик сам принимает непосредственное участие в творческом процессе. Такая кукла может быть сделана по фотографии, и стать сногсшибательным сюрпризом и самым оригинальным подарком, на который только способна человеческая фантазия. Станет ли она коллекционным раритетом предугадать сложно, но для ваших близких такой подарок будет поистине бесценен.

Во всём мире в последние годы наблюдался настоящий «кукольный бум», а в нашей стране до недавнего времени об этом знали лишь единицы. И именно кукольной галерее «Вахтановъ» посчастливилось открыть удивительный и захватывающий «кукольный» мир для российских ценителей прекрасного. Только в этой галерее сегодня можно увидеть работы самых известных художников всего мира. И именно Кукольная галерея Вахтановъ предоставила возможность нашим российским «куклоделам» продемонстрировать своё творчество на самых престижных международных кукольных выставках. Теперь многие российские художники по праву заняли достойное место в мировой элите художников-кукольников.

Наша галерея очень тесно сотрудничает с единственной в России московской «Школой Кукольного Дизайна» и регулярно проводит в своих стенах выставки «Дебют», где выпускникам этой школы предоставляется возможность продемонстрировать широкой публике свои первые работы. Галерея «Вахтановъ» отличается своей непрекращающейся выставочной деятельностью: это знаменитая ежегодная международная выставка кукол и очень интересные тематические выставки, конкурсы детского творчества и мастер-классы самых именитых художников.

Да, сегодня художественная кукла поистине является предметом высокого искусства. Достаточно упомянуть, что творения известной художницы Лизы Лихтенфельс выставлялись в отделе современного искусства не где-нибудь, а в самом Лувре. И прикоснуться к этому изящнейшему виду искусства может каждый из нас. Каждый может найти и почувствовать в необыкновенно богатом «кукольном» мире именно свою куклу, неповторимою и прекрасную…