Кукольная Галерея Вахтановъ

Лариса ЧуркинаЛариса Чуркина и режиссер Андрей ЖитинкинЛариса Чуркина и Ирина МызинаВид экспозицииЖизньВидение розыВосточный танец (фарфор)Золотой раб ШехерезадыСиний богМаленькая балеринаМулен Руж

2007, 20–30 сентября, Персональная выставка авторских кукол художника Ларисы Чуркиной «Мой ангел – мой Нижинский».

Галерее Вахтановъ 20 сентября 2007 представила первую персональная выставку художника по куклам Ларисы Чуркиной. Хотя выставка имела название «Мой ангел - мой Нижинский», Лариса представила 17 авторских кукол , из которых 6 фарфоровых кукол были посвящены выдающемуся танцовщику Вацлаву Нижинскому. Остальные куклы представляли собой потрясающую коллекцию трех пар кукол из папье-маше, выполненных по мотивам офортов французского художника Жака Калло «Комедия дель арте» и 5 уникальных кукол связанных с танцем и балетом.

Лариса Чуркина профессионально занялась куклами не так уж давно. До этого защитила кандидатскую диссертацию по биологии, исколесила почти всю Россию с экспедициями, посмотрела мир, а потом все бросила, повернула свою жизнь на 180 градусов и стала создавать авторские куклы. Парадокс в том, что ей это нравилось до безумия. В одном из интервью она даже так и сказала: «для меня делать кукол, все равно, что дышать».

Сегодня у Ларисы есть свой почерк, свой стиль, который называется - непредсказуемость. Никогда не знаешь, чем удивит Лариса. Ей хорошо удаются портретные куклы, в куклах она может даже немного схулиганить и посмеяться, например, ее «Подвыпивший Пьеро» или «Пропала собака». У нее феерическая фантазия и потрясающая работоспособность. Лариса освоила сложнейшую технику создания куклы из фарфора, всего лишь прочитав книгу-учебник известнейшего немецкого мастера. Правда, как она сама призналась, читала эту книгу пять раз.

Выбирая тему для своей первой персональной выставки, Лариса сильно рисковала. Кто сейчас знает о Нижинском? У него необычная судьба. Современники называли его Богом танца, он был партнером М. Кшесинской, Т. Карсавиной, А. Павловой, он исполнял главные роли в постановках М. Фокина, был солистом Русских сезонов С. Дягилева.. Лариса прочитала о выдающемся танцовщике две книги, воспоминания жены Нижинского Ромолы и биографическую книгу английского балетного критика Ричарда Бакла. И Нижинский стал ее ангелом. Она много работала с материалами о великом артисте. Рассматривала черно-белые фотографии, изучала костюмы, в которых выступал на сцене Нижинский, рисунки Льва Бакста и Александра Бенуа.Шесть уникальных фарфоровых, грациозных кукол - фигур с лицом Нижинского в роскошных костюмах, выполненных Ларисой по рисункам Л. Бакста и фотографиям из альбомов. В костюмах использованы только натуральные ткани, шелк, тафта, ручная вышивка и аппликация, ручная роспись, бисер и натуральные камни.

Другую часть выставочного пространства можно разбить на своеобразные театральные сцены: первый акт - персонажи Комедии дель арте, итальянской комедии масок, во втором акте выступают несколько кукол, связанных с балетом, театром, танцами. Вдохновением для создания серии персонажей итальянской комедии масок стали офорты знаменитого французского художника Жака Калло. Шесть пар героев театра дель арте - это причудливые фигуры, облаченные в нелепые костюмы, смешные лица с огромными накладными носами. Они выразительны и в сатирической форме воплощают человеческие типы и характеры. Ларисе безусловно удалось передать настроение уличного итальянского праздника 17 века и традиции народного фарса.

В общее театральное действо легко включилось общее оформление выставки. Огромные старые фотографии Вацлава Нижинского, офорты Жака Калло, на потолке имитация огромной люстры, сооруженная из ткани, театральный занавес и развешенные вверху шелестящие листки желтой бумаги, символизирующие аплодисменты зрителей.

К выставке издательским домом «Дизайн-кора» совместно со Школой кукольного дизайна была издана брошюра с мастер-классом Ларисы Чуркиной. В брошюре имеется вкладка с фотографиями кукол художницы. Предисловие к брошюре написано Ириной Мызиной.